Надежда Надеждина

Наде́жда Серге́евна Наде́ждина (настоящая фамилия — Бруште́йн[1][2]21 мая (3 июня) 1904ВильнаВиленская губернияРоссийская империя — 11 октября 1979МоскваРСФСРСССР) — советская танцовщицаартистка балетабалетмейстерхореограф и педагогГерой Социалистического Труда (1978). Народная артистка СССР (1966). Лауреат Сталинской премии третьей степени (1950)[3]. Основатель и художественный руководитель Государственного академического хореографического ансамбля «Берёзка» (1948—1979), который с июня 2000 года носит её имя.

Биография

Родилась 21 мая (3 июня1904 года в Вильне (ныне ВильнюсЛитва)[4][5], в семье писательницы Александры Яковлевны Бруштейн (1884—1968)[6] и врача, впоследствии одного из основоположников советской физиотерапии Сергея Александровича Бруштейна (1873—1947)[7]. Внучка виленского врача Якова Эхелевича Выгодского (1857—1941), министра по еврейским делам Литовской республики и депутата польского сейма[8][9][10].

Запись о рождении (на иврите и русском языке) Надежды Сергеевны Бруштейн 21 мая (20 числа месяца Сиван). «Книга для записи родившихся евреев на 1904 год» (канцелярия городского раввина Вильны).

В источниках встречаются два года рождения Н. С. Надеждиной: 1904[5] и 1908 (последний указан в прижизненных томах «БСЭ»[11] и Театральной энциклопедии, а также на надгробном памятнике танцовщицы на Новодевичьем кладбище); расхождений в дне и месте рождения в источниках нет — 21 мая (3 июня по новому стилю), Вильна. Датировка рождения Н. С. Надеждиной 1904 годом опирается на сохранившуюся запись в «Книге для записи родившихся евреев на 1904 год» в канцелярии виленского городского раввина[12], в которой указана дата рождения «21 мая 1904 года» (20-е число месяца Сиван по еврейскому календарю)[13][14].

В 1921 году окончила Выборгское коммерческое училище (незадолго до того ставшее 157-й трудовой школой) в Петрограде, в Финском переулке, дом 5[5][15]. Одновременно, с 1918 по 1924 годы училась во Второй государственной балетной школе в Петрограде (педагоги — А. Я. ВагановаН. Г. ЛегатА. М. Монахов).

В 1925—1934 годах — артистка балета Большого театра в Москве. Исполняла сольные партии и танцы в балетах «Лебединое озеро» (испанский, венгерский, мазурка), «Конёк-горбунок» (славянский, украинский), «Дон Кихот» (фанданго), «Красный мак» (Малайка, бостон), «Баядерка» (танец с лилиями), «Раймонда» (панадерос) и др.

С 1931 года одновременно выступала на эстраде, с середины 1930-х ставила свои номера. В 1941 году начала балетмейстерскую работу в ансамблях Сибирского военного округа и Карельского фронта — ставит танцы во фронтовых и агитбригадах, сама выезжает с ними в действующую армию (лучший концертный номер — хореографический плакат «Фрицы»). С 1943 года — балетмейстер, в 1946—1948 — художественный руководитель балетного отделения «Мосэстрады» и одновременно (1945—1948) — Русского народного хора Калининской филармонии, собирает и изучает фольклор северных областей России.

В 1948 году создала хореографический ансамбль «Берёзка», став его художественным руководителем и балетмейстером, где работала до конца жизни.

Однажды увидела на старинной литографии хоровод: девушки держали в руках зелёные веточки берёзы. В этом изображении она нашла не просто идею танца, но и поймала свою «синюю птицу», изменившую всю её жизнь. Первые исполнительницы хоровода «Березка» — молодые колхозницы Калининской (ныне — Тверской) области, участницы фестиваля сельских народных талантов в 1948 году. Двадцать девушек в длинных сарафанах — все статные, величавые, с красивой осанкой неслышно идут по сцене — ведут узорчатый хоровод. Нет, не идут — «плывут», да так, что вы уверены, будто не они двигаются, а вращается под ними диск сцены. В руках у них веточки молодой берёзки с чуть дрожащими ажурными листочками. «Во поле берёзонька стояла…» Зримо переливается мелодия песни. «Плывут» девушки, а зрители, глядя на них, словно вдыхают аромат весны, ощущают её волнующую поэзию. Поэзию Родины с её безбрежными далями, берёзовыми рощами, с её красотой.

Могила Надеждиной на Новодевичьем кладбище Москвы.

«Берёзка» стала настоящим открытием в сценическом воплощении русского народного танца. Она — родоначальница не только совершенно особенного ансамбля, но и нового стиля в современной хореографии. Хореограф Н. Надеждина умела глубоко проникнуть в образный строй народной фантазии, правдиво и ярко воссоздать его в своих произведениях «Тройка», «Карусель», «Прялица», «Узоры», «Сибирская сюита», «Лебёдушка», «Берёзка», «На осенней ярмарке», «Заре навстречу», «Большой казачий пляс», «Северное сияние», «Северный старинный хоровод», «Воротца», «Топотуха» и множество других. Одна из последних постановок — танцевальный триптих «Русский фарфор». Она на редкость точно и глубоко отражала внутреннюю сущность народного бытия во всем его размахе и взлёте, раскрывала богатства русской души, её грани и в каждом танце отражала новую, неповторимую, находя для её воплощения самобытный пластический язык, лаконичную, логически законченную форму выражения.

«Мы всегда помним нашу создательницу Надежду Сергеевну Надеждину, — говорит преемница Н. С. Надеждиной на посту художественного руководителя коллектива, народная артистка СССР М. М. Кольцова. — Она сотворила уникальный ансамбль и совершенно новый жанр — танцевальную новеллу. Дала жизнь нескольким поколениям исполнителей и оставила бесценное наследие — гениальные композиции и танцы».

Вместе с ансамблем много гастролировала по СССР и за рубежом.

Воспитала большую группу танцовщиков, среди них солисты ансамбля: Д. С. Агафонова, Т. Д. Лукьянова, Н. Г. Рябова[16], Л. Ф. Трынова, М. М. Кольцова[16], К. П. Романова, В. В. Суворова[16], Г. Петрова[16] и др.

Автор множества статей и книги: Надеждина Н. С. Русские танцы: описание танцев из репертуара ансамбля «Березка».- М.: Госкультпросветиздат, 1951. — 158 с.

Умерла 11 октября 1979 года в Москве. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 9). На её могиле установлен памятник из гранита и мрамора (скульптор — П. Шапиро, архитектор — А. Гераскин)[17].

Семья

Награды и премии

Образ в искусстве

[править | править код]

На экране

В живописи

  • Образ Надежды Надеждиной остался запечатлённым на рисунках её первого мужа, Владимира Лебедева, в серии «Танцовщица» (1927 год), где она послужила моделью художнику.

Память