Думбыра
Думбыра являлся традиционным инструментом народных сказителей-сэсэнов. Сэсэны, которые исполняли кубаиры, сопровождали свое исполнение игрой на национальном музыкальном инструменте думбыра. Под её аккомпанемент исполняли эпосы, прославляли подвиги батыров, воспевали красоту родной земли и призывали к борьбе против гнёта.
Ценность старинной технологии изготовления думбыры заключалась в использовании случайных материалов. Все остальное зависело от мастерства изготовителя и исполнителя. Предела совершенствования не было, и здесь выигрывали наиболее простые конструкции, все остальное доделывало мастерство исполнителя.
Описание
Думбыра башкирская — 3-х струнный щипковый музыкальный инструмент. Близко родственные инструменты распространены также у казахов (домбра), узбеков, других тюркских народов. В сравнении с казахской домброй думбыра заметно отличается меньшей длиной грифа1. Для расширения исполнительских возможностей содержит корпус овальной формы с длинной шейкой и колковой головкой, установленной на шейке с наклоном вниз. Нижняя дека инструмента склеена из отдельных гнутых клепок, верхняя дека плоская, снабжена резонансным отверстием в виде полумесяца и подставкой под струны. Ладовые пластины вклеены в гриф шейки. Струны в верхней части крепятся к колковой головке, а в нижней — к струнодержателю (кнопками). Во время игры исполнитель держит инструмент перед собой с наклоном, приподняв шейку вверх, ударяя одновременно по всем струнам.. Извлечение звука производится бряцанием или щипком, штриховыми приемами2. При этом нижние струны издают бурдонный звук, верхняя струна – мелодическая1.
У современного инструмента, как и у старинного, корпус грушевидный или овально-плоский, деревянный (долбленный или клеённый). Длина думбыры – около 800 мм. Струны жильные (нейлоновые или металлические). Строй квартоквинтовый (е1, а, е)1.
Группой музыковедов под руководством Ф. Камаева были отобраны исходные материалы, с которых началось исследование и последующая реконструкция. За основу была взята следующая цитата из «Музыкального энциклопедического словаря»: «Народные музыкальные инструменты башкир — курай, кубыз, домбра. С конца XIX века получают распространение гармонь, мандолина и скрипка». Перечисленные башкирские музыкальные инструменты почти все были подробно описаны в соответствующей литературе. Курай и кубыз — как традиционные музыкальные орудия башкирского народа с многовековой историей; гармонь, мандолина и скрипка — как более поздние, заимствованные от других музыкальных культур около ста лет тому назад. Исключение составляет башкирская думбыра («домбра» — как указано в словаре).
Сведения об особенностях
Исторический аспект
Краткое описание думбыры можно было найти в «Атласе музыкальных инструментов народов СССР»: «Домбра (думбыра) — изредка встречающийся у башкир струнный щипковый инструмент такого же устройства, как и казахская домбра западного типа» (Статья, подписанная Л. Лебединским)4.
Очень скупы сведения С. Руденко: «Кое-где у юго-восточных башкир встречался еще трехструнный музыкальный инструмент думбыра, мало для них характерный, и, по-видимому, заимствованный от казахов». Отметим ссылку на думбыру, которая есть и у писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка: «Играл он… на своеобразном музыкальном инструменте, напоминающем русскую балалайку». В самом раннем из известных описаний башкирского музыкального инструментария отмечено: «Музыкальные инструменты башкир… — балалайка… Башкиры всегда поют по одному человеку, в один голос, под звуки балалайки…».
Древняя думбыра упоминается еще в общетюркском эпосе «Коргут-ата». По некоторым исследованиям на территорию Башкории этот инструмент проник из древней Ассирии через Закавказье, Среднюю Азию, Персию и Россию (Кубагушев, 1996. 154 б.). Кое-где у юго-восточных башкир встречался еще трехструнный музыкальный инструмент думбыра, мало для них характерный и, по-видимому, заимствованный от казахов.3
В легенде есть упоминание о корпусе думбыры, выполненного методом долбления: «В отчаянии Коркут выдолбил из дерева музыкальный инструмент и заиграл, изливая свои мучительные мысли и переживания»5.
В других легендах отмечено, что башкирская думбыра изготавливалась из плоского куска дерева (типа доски).
Есть и другие, достаточно многочисленные упоминания о думбыре, которые дают основание полагать, что какой-то традиционной, чисто национальной формы у думбыры не было. Видимо каждый мастер изготавливал инструмент на свой вкус и лад.
В легенде о происхождении башкир также есть упоминание о думбыре: «Наши предки были уйгурами. Однажды предводитель (рэис) табынцев повел сородичей с Алтая на Иртыш. У рэиса был струнный инструмент, и он под звуки волн Иртыша сочинял мелодии, которые и сейчас поют табынцы»6.
Интересно следующее упоминание:
«Когда я был маленьким, йырау — певцы-импровизаторы — пели о нем (Акай-батыре — Р.Р.), играя на домрах и гуслях. Сейчас такие певцы-музыканты перевелись»7.
Большинство исследователей связывают думбыру с исполнением старинных жанров (кубаир, харнау). Так, у И. Салтыкова отмечается: «Исполняется харнау непременно в сопровождении домбры или кубыза».
Очень близко подошел к исследованию думбыры Л. Лебединский, который считал, что на думбыре мог хорошо звучать кубаир: «…Кубаир — башкирская народная былина», которая «…рецитируется под игру на домбре. …Сам мелодический рисунок напева кубаира, и в особенности его ритм, прямо указывают на то, что кубаиры исполнялись под звуки какого-то инструмента, вернее всего щипкового».
О думбыре неоднократно упоминает исследователь Л. Атанова: «Стихотворная часть в древности исполнялась под аккомпанемент домбры… Музыкальный инструмент домбра, курай, кубыз — фигурируют во многих эпических сказаниях»8.
Социологический аспект
К концу ХІХ — началу XX века думбыра вышла из обихода. Это было связано с тем, что на протяжении XVII—XVIII веков сэсэны, будучи активными участниками и вдохновителями национально-освободительной борьбы, преследовались царскими властями и подвергались гонениям. Постепенно угасла традиция исполнения эпических сказаний, к началу XX века среди башкир стала популярной мандолина фабричного изготовления, которая стала использоваться частично вместо думбыры.
Реконструкцию башкирской думбыры в 1980-х годах, опираясь на письменные источники и воспоминания старшего поколения, начал мастер В. Ш. Шугаюпов. Также над воссозданием этого инструмента работали мастера Г. Кубагушев, Ю. Зирин, А. Овчинников, В. В. Зубченко и А. Параев. Руководителем этой творческой лаборатории, а также обучением этому новому ремеслу занимался композитор А.М.Кубагушев. Прямую поддержку оказывал в то время ректор института искусств З.А.Нургалин. Экспериментальные образцы думбыры, как свидетельствует протокол заседания комиссии по приему башкирских народных музыкальных инструментов от 10 января 1989г., «…первые образцы башкирской думбыры комиссией были приняты единогласно. Принять изготовленные Кубагушевым Г.С. образцы башкирских думбыр и рекомендовать их к массовому производству», — гласит решение комиссии.
Современное бытование
В 1992 году при Уфимском государственном институте искусств была организована экспериментальная мастерская по производству башкирской думбыры и кыл-кубыза. В этой мастерской работали Р. М. Галимов, А. Я. Янгужин, А. Х. Байрамгулов, С. У. Баймухаметов. Деятельность этой творческой лаборатории оказало огромное влияние на дальнейший ход развития башкирской народной инструментальной музыки в целом. Они обеспечивали инструментами не только кафедру традиционного музыкального исполнительства, но и другие учебные заведения, учреждения культуры и искусств. Таким образом, были возвращены народу исчезнувшие из быта башкирские музыкальные инструменты и исполнительская традиция на них, без которых не было бы возможно создание кафедры башкирской музыки на базе Института искусств, фольклорных отделений в музыкальных училищах, классы в детских музыкальных школах, оркестров и ансамблей башкирских музыкальных инструментов. В настоящее время деятельность этой мастерской продолжает мастер Галимова Г.Р. Думбыра применяется как сольный и ансамблевый инструмент. Созданы оркестровые разновидности думбыры: сопрано, альт, бас.
Техники и технологии
Технология изготовления
Башкирская думбыра содержит корпус, выполненный в виде объемного многогранника из набора плоских клепок. Корпус содержит плоскую нижнюю деку (на чертеже не показано), плоскую верхнюю деку 1 и граненые обечайки 2, симметричные относительно продольной оси корпуса. На верхней деке 1 установлена подставка для струн 3 и выполнено фигурное резонансное отверстие 4. Верхняя дека с внутренней стороны укреплена системой деревянных планок (на чертеже не показано), которые помогают деке 1 выдерживать натяжение струн. В верхней части корпуса установлена укороченная шейка 5 с грифом 6. Шейка 5 снабжена боковыми сквозными отверстиями 7, перпендикулярными продольной оси. Над сквозными отверстиями 7 по грифу 6 расположены ладовые пластины 8. Ладовые пластины 8 выполнены из отрезка гибкого материала (жилка, леска или т.п.), последовательно пропущенного через все сквозные отверстия 7 и охватывающего гриф 6 методом узелковой шнуровки. На шейке установлена колковая головка 9, выполненная в виде купола, переходящего в шпиль. На головке установлены винтовые колки 10 сбоку и/или снизу. Струны инструмента в верхней части крепятся к колкам 10, а в нижней части — к струнодержателю2.
Техника исполнения
Исполнитель играет сидя, при этом держит инструмент на коленях перед собой с наклоном, приподняв шейку вверх, придерживая ее слегка левой рукой и перебирая лады. Свободной правой рукой исполнитель воспроизводит мелодию. Используются приемы игры — бряцание, дробь, защипывание струн пальцами, скользящие удары сверху вниз и снизу вверх, чередование отдельных ударов с бряцанием и т. д. Ладовые пластины 8 дают хроматический звукоряд. Изготовление струн инструмента и ладовых пластин из одного и того же материала придает игре мягкое, бархатное звучание. Строй струн — квартовый, квинтовый или, наоборот, квинтово-квартовый. Звук может извлекаться как непосредственно пальцами, так и плектром2.ФотоВидео
Источники сведений
1. Кубагушев А.М. Традиционные башкирские народные инструменты: Учебное пособие. — Уфа, 1997.
2. А. Кубагушев «Башкирские музыкальные инструменты»
3. С.И. Руденко «Башкиры» историко-этнографические очерки (стр. 264)
4. Атлас музыкальных инструментов народов СССР. Изд.2-е и доп. – М.: М., 1975. – с. 80.
5. Фольклор народов РСФСР. – Уфа: 1982. — с 25.
6. Башкирские предания и легенды. – Уфа: Башкнигоиздат, 1985, с. 83.
7. Атанова Л.П. Роль народных музыкантов в сохранении и развитии традиционных черт башкирского музыкального фольклора // Народное творчество башкир. – Уфа: 1976.- с. 13.
8. Ахметжанова Н.В. Башкирская инструментальная музыка. Наследие. — Уфа: 1996.
9. Лебединский Л.Н. Башкирские народные песни и наигрыши. — М.: М., 1965.
10. Рахимов Р.Г. Фактура башкирской инструментальной монодии. Фольклорное исследование. — Уфа: 2001.
11. Рыбаков С.Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта. — СПб, 1897.
12. Рахимов Р. Г. Башкирская народная инструментальная культура: этноорганологическое исследование. 2-е изд., доп. — Уфа: изд-во БГПУ, 2010. — 188 с.
13. Рахимов Р. Г. Башкирские народные музыкальные инструменты: Учебное пос. для среднего проф. обр. по специализации № 031002 «Фольклорное творчество». — Уфа: Вагант, 2004.
14. Рахимов Р. Г. Башкирская думбыра. Фольклорный сборник. — Уфа: Узорица,1998. — 24 с.
15. Рахимов Р. Г. Башкирская думбыра. Прошлое, настоящее, будущее. — Уфа: Узорица, 2003. — 42 с.
16. Сулейманов Р. С. Башкорт думбыраhы.- Уфа: Китап, 1993.
17. Атанова Л.П. Роль народных музыкантов в сохранении и развитии традиционных черт башкирского музыкального фольклора // Народное творчество башкир. – Уфа: 1976.- с. 13.