Русская гармонь
Подробный обзор инструмента
«Заиграй, тальяночка, малиновы меха» — даже в поэзии Сергея Есенина русская гармонь представлена в самых ярких образах. Что только не довелось пережить гармони за неполные два века бытования в России: популярность и презрение, славу и забвение. Русская гармошка была в почете и на селе, и на столичных концертных эстрадах, знавала гонение за свое происхождение и музыкальные несовершенства.
Сегодня гармонь возрождается к новой жизни. Почему с этим музыкальным инструментом случались такие перипетии, легко ли научиться играть на гармошке и как может зарабатывать современный гармонист — читайте в нашей статье.
Гармонь «Тульская-301М» серийного производства. Обладает традиционным тембром русской гармони и ярким внешним видом. Фабрика «Тульская гармонь»
Общие сведения о гармони
Русская гармонь — язычковый ручной пневматический музыкальный инструмент семейства гармоник. Гармонь — выразитель русской традиционной культуры, характерные свойства и особенности инструмента тщательно сохраняются и оберегаются.
Репертуар русской гармошки — народные песни, танцы, наигрыши, популярные эстрадные мелодии. Разные виды гармоней создавались для исполнения музыкального фольклора, поэтому строй (звукоряд) всех гармоней остается диатоническим, отражая особенности народно-песенного склада. Лишь на гармонях, называвшихся «хромка», к основному диатоническому звукоряду добавляли два-три «диезных» тона в верхней части правой клавиатуры, что позволяло избегать больших искажений мелодий, которые выходили за пределы диатоники.
Гармонь — инструмент самоаккомпанирующий, то есть на нем можно сыграть напев и аккомпанемент к нему одновременно. Некоторые гармонисты играют по слуху, но многие стремятся самостоятельно овладеть нотной грамотой, чтобы расширять репертуар.
Гармонь компактна и легка, ее удобно перевозить и использовать в народных гуляниях и праздниках. Гармонисты обычно играют стоя, передвигаясь в процессе игры, используя элементы хореографии и сценического движения. Русская гармонь по традиции ярко декорируется, украшается узорами и орнаментами на корпусе и мехе, что делает инструмент еще более «народным».
Павел Уханов, гармонист, педагог, официальный представитель российского производителя гармоней «Тульская гармонь» в сценическом костюме
Из истории русской гармони
История русской гармошки начинается в 1830 году, когда тульский оружейный мастер Иван Сизов на Нижегородской ярмарке купил немецкую гармонику, разобрал ее на детали и создал точную копию. Инструмент пришелся по душе горожанам, спрос на гармони возрастал, и вскоре в Туле было налажено кустарное, а затем и фабричное производство гармоней. Тульские гармони были с пятью или семью клавишами для правой руки, дававшие разные звуки при смене меха, и двумя клапанами аккомпанемента для левой руки (тоника и доминанта).
Гармоника быстро распространилась по территории России. Мастера адаптировали ее под особенности местной народной музыки, в каждом регионе в конструкцию инструмента вносили изменения и дополнения. Так появилось множество разновидностей русской гармошки с топонимическими названиями. Тульские, вятские, саратовские, ливенские, елецкие, вологодские гармони отличались между собой строем, количеством рядов и клавиш, особенностями конструкции и звучания.
Умение играть на гармони очень ценилось в народе. В деревенском быту гармонисты отвечали за музыкальный досуг, а гармонисты-виртуозы выступали в городах в летних садах и концертных залах, зарабатывали в трактирах и цирках.
Из-за ограниченных музыкальных возможностей гармони просвещенные музыканты видели в ней угрозу для лирической протяжной русской народной песни. Однако гармонь принесла новые жанры и новые песни. Под гармонь начали плясать бойкие танцы и исполнять частушки, виртуозные наигрыши стали показателем мастерства исполнителя. Гармонисты даже устраивали соревнования, стараясь импровизировать вариации, не повторяясь в «переборах» (фигурациях). После революции 1917 года гармонь, имевшую огромную популярность среди молодежи, стали рассматривать как средство массовой агитационной работы.
С 1930-х годов в России наступает эра баяна, переходящего в область композиторской нотной музыки. Диатонические гармони ушли в тень и существовали лишь в практике народных музыкантов.
Возрождение гармони случилось лишь в 1980-х годах. Немалую роль в этом сыграла популярная в то время телепередача «Играй, гармонь!». В 1990-х годах уже была создана трехступенчатая система обучения на гармони (школа-училище-вуз), инициатором которой стал композитор Е. П. Дербенко.
В настоящее время гармонь — полноправный участник концертной жизни и шоу-бизнеса. Инструмент обладает яркими музыкальными свойствами, сохраняя при этом самобытность и характерность.
Песня «Одинокая гармонь» написана в далеком 1946 году, но до сих пор любима в народе. Автор слов Михаил Исаковский, композитор Борис Мокроусов. Исполняет Владимир Трошин
Устройство гармони
Инструмент состоит из двух полукорпусов, объединенных мехом; на каждом полукорпусе расположены правая и левая клавиатуры с игровыми кнопками. Правая клавиатура гармони предназначена для исполнения мелодии, на левой исполняется аккомпанемент (басы и аккорды).
Исторически самыми ранними видами гармоней являются те, у которых одна и та же клавиша на разжим и сжим меха дает разные звуки. Позднее появились гармони, которые на разжим и сжим дают одинаковые звуки. Клавиатура гармони также претерпевала изменения. Модели с однорядными кнопочными клавиатурами сосуществовали с двухрядными и трехрядными. Бывали и образцы с длинными клавишами фортепианного / аккордеонного типа, например, «елецкая рояльная». Но она все же не прообраз аккордеона.
Разные виды гармони представлены на фабрике «Тульская гармонь». Увидеть их можно, записавшись на экскурсию
Современная гармонь: устройство инструмента. Правая и левая клавиатуры
В настоящее время в практике «академических» гармонистов используется стандартизированная гармонь типа «хромка». Это диатонический двухрядный инструмент с одинаковым звучанием клавиш на разжим и сжим, диапазоном в три полные октавы в правой руке, басами и готовыми мажорными и минорными аккордами в левой руке.
В верхней части правой клавиатуры добавляют три альтерированных тона, как говорят сами гармонисты — полутона: ре-диез, фа-диез, соль-диез. Этот набор звуков удобен для исполнения традиционного гармонного репертуара.
Правая клавиатура современной стандартной гармони имеет обычно 25 клавиш (бывает 23 или 27).
Левая клавиатура трехрядная, представляет собой набор готового аккомпанемента (басы и аккорды). Ряды считаются от края инструмента. Кнопки двух первых рядов устроены так, чтобы бас и аккорд исполнялись двумя пальцами — средним и указательным в одном ряду.
Первый ряд — основные гармонические функции до мажора: «фа» (субдоминанта), «до» (тоника), «соль» (доминанта); плюс бас «ре» с септаккордом.
Второй ряд — основные гармонии ля минора: «ре» (субдоминанта), «ля» (тоника), «ми» с мажорным септаккордом (доминанта); плюс «си» с септаккордом.
Третий ряд — только басы в порядке гаммы ля минор плюс бас «фа-диез».
Таким образом обучающийся гармонист с первого урока на первых двух рядах левой клавиатуры может двумя пальцами сыграть гармоническую основу народных наигрышей в мажоре и в миноре.
Особенности звучания и настройки гармони
Звонкий, голосистый тембр гармони обусловлен спектром обертонов и особой настройкой. В правой руке «трехголосное» или «четырехголосное» звучание означает, что при нажатии одной клавиши звучат три или четыре голоса-язычка одновременно.
На гармонях основной тон всегда настраивается не точно в унисон, а в «разлив». «Разли́в» (или «ро́злив») образуется сочетанием основного, точно настроенного голоса-язычка с язычком, настроенным немного выше или ниже, что дает специфический яркий тембр.
В левой клавиатуре насыщенное звучание обеспечивается многоголосными басами (например, с одновременным звучанием в пяти октавах) и аккордами (с одновременным звучанием в двух октавах).
Гармонь может быть настроена на фабрике в любой тональности на заказ. Популярные тональности: до мажор, до-диез мажор, ре мажор, ре-диез мажор. Инструмент получается транспонирующим, так как сами гармонисты всегда называют клавиши в тональности до мажор, независимо от того, какая нота или аккорд звучит на самом деле. Тональность выше или ниже делается, чтобы заказчику было удобно петь под собственный аккомпанемент. Ноты записываются также всегда в строе «до».
Для музыкальной школы известный гармонист и педагог Павел Уханов рекомендует гармонь тульской фабрики
Г-21 ГАРМОНЬ «ТУЛЬСКАЯ-301М»
Как отличить гармонь от баяна?
Внешне гармонь похожа на маленький баян, но различия между ними существенны. Гармонь меньше размером, она компактна и легка. Количество рядов на клавиатурах у этих инструментов разное: у гармони на правой клавиатуре обычно два ряда, а у баяна — не менее трех.
Строй гармони диатонический, баяна — хроматический. Баян, при всей его «русскости», был ориентирован на европейскую музыку, для чего ему понадобился и хроматический звукоряд, и опора на нотную систему. И хотя баян — прямой наследник гармони, ее ближайший родственник, два инструмента далеко отошли друг от друга.
Слева — гармонь «Куликово поле», справа — детский ученический баян «Тулячок». Как видите, кнопок у баяна гораздо больше
Репертуар гармони
«Конек» гармони — это народные песни, пляски, наигрыши. Фольклорные темы на гармони могут звучать как в простых обработках в несколько вариаций, так и в виде концертных композиторских фантазий.
Хорошо звучат на гармони русские лирические романсы, популярные эстрадные песни, песни военных лет, хиты киномузыки. На гармони могут быть исполнены подходящие фрагменты классической музыки, мелодия и гармония которых укладывается в диатонический лад. Но из-за отсутствия на гармони полного хроматического звукоряда и ограниченного аккомпанемента бо́льшая часть музыкальной классики гармони недоступна.
Сегодня композиторы сочиняют специально для гармони учебные и концертные произведения в разных жанрах: эстрадные миниатюры, сюиты, сонатины, концерты с оркестром.
Научиться играть на гармони очень легко! Первые наигрыши можно исполнить буквально через десять минут после того, как вы впервые в жизни возьмете инструмент в руки
Фото со странички «Тульская гармонь» во Вконтакте
Как и где научиться играть на гармони?
До недавнего времени гармонисты учились играть самоучками по слуху и «с рук», перенимая приемы игры у старших музыкантов. Многие и теперь осваивают гармонь самостоятельно во взрослом возрасте: современность позволяет выучить любимую мелодию с помощью обучающих видеороликов в интернете. Гармоническую основу русских наигрышей можно воспроизвести уже на первом уроке, благодаря наличию «готового» аккомпанемента. За месяц ежедневных занятий даже новичок сможет разучить несколько популярных песен.
Во многих музыкальных школах имеются классы гармони для детей по пятилетней или семилетней программе. Специалистовна гармони выпускают музыкальные училища в некоторых городах. Диплом гармониста о высшем музыкальном образовании можно получить в нескольких московских музыкальных вузах (РАМ им. Гнесиных, институт им. Ипполитова-Иванова, педагогический университет, институт культуры в Химках) и в Петрозаводской консерватории.
Как выбрать гармонь
Оценка качества гармони аналогична оценке баяна или аккордеона. Мех должен быть герметичным, инструмент должен иметь хорошую компрессию. В качественном инструменте клавиши на разжим и сжим отвечают без задержек, звучат все голоса, настроены они без фальши.
Гармонь «Кроха». Сувенирная модель, позволяющая играть простые мелодии. Прекрасно подходит новичкам и может стать ярким, необычным подарком!
Карьерные перспективы гармонистов
Концертная деятельность гармонистов, получивших академическое образование, началась сравнительно недавно. Те, кто выбрал гармонь своей специальностью, могут реализовать себя в сфере образования, преподавая в музыкальной школе или учебных заведениях высшего порядка. Гармонисты требуются в качестве аккомпаниаторов народных хоров и танцевальных коллективов в клубах и домах творчества. Дипломированный гармонист может закрепиться как солист в филармонии или концертной госорганизации, а также организовать собственный ансамбль. Народным гармонистам и гармонистам-любителям игра на инструменте может приносить дополнительный заработок к основной профессии.
Современная гармонь обладает мощными исполнительскими возможностями и соответствует требованиям самых взыскательных вкусов. Фольклорный стиль востребован на праздниках, корпоративах, вечеринках; гармонист может применить свои виртуозные способности и в этом направлении.
Михаил Морозов. «Яблочко». 2016 год
Павел Уханов. «Волжская рапсодия» Евгения Дербенко. Запись 2023 года. Выступление в РАМ им. Гнесиных. В руках у Павла гармонь «Многотембровая»