КУРАЙ

Курай – уникальный духовой музыкальный инструмент типа открытой продольной флейты, «визитная карточка» республики. Он изготавливается из стебля зонтичного растения с одноименным названием, и только в Башкортостане. Тембр курая используется при исполнении гимна республики, а символическое изображение его цветка входит в эмблему региона.

Первые историко-этнографические работы, в которых даётся описание курая, появились в XVIII веке. Об этом инструменте у башкир и татар упоминает в своей книге «Путешествие по разным провинциям Российской империи», написанной по результатам Академических экспедицийП. С. Паллас[12][13][11][14].

О курае у башкир пишут также другие участники Академических экспедиций — И. И. Лепёхин и И. И. Георги.

В конце XIX века возрастает интерес к музыкальному искусству различных народов, населяющих Российскую империю, в том числе и народов Поволжья и Урала.

Курайсы — башкир-игрок на курае. Иллюстрация из книги С. Г. Рыбакова «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта» (1897)
Курайсы — башкир-игрок на курае. Иллюстрация из книги С. Г. Рыбакова «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта» (1897)

Важной вехой в изучении курая стали работы С. Г. Рыбакова, который проводил исследования по маршруту БелебейУфаЗлатоуст и Верхнеуральском уезде Оренбургской губернии — очерк «Курай, башкирский музыкальный инструмент», опубликованный в 1896 году в «Русской музыкальной газете», и более объёмистый труд «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта», вышедший из печати в 1897 году. В них было представлено первое подробное описание этого музыкального инструмента.

В то же время, в этот период исследователи в своих наблюдениях практически не уделяют внимания татарской инструментальной музыке. Это связано с тем, что татарское старотрадиционное искусство в конце XIX века переживало упадок, вызванный разрушением традиций сельской общины и переходом к европейской культуре. В этих условиях инструментальные традиции сохранились в периферийных районах проживания татар и для их изучения требовались определённые усилия исследователей[15].

С начала 30-х годов XX века интенсифицируются работы по сбору и изучению народного музыкального фольклора, активизируется работа фольклорных экспедиций.

В 1931 году в ходе фольклорной экспедиции С. Х. Габяши были собраны сведения о татарских кураях. В отчёте об экспедиции даны описания трёх типов кураев, собраны сведения о традициях игры на курае и приведены нотные записи репертуара кураистов юго-восточных районов Татарии[16].

Значительный вклад в изучение башкирской народной музыки, в том числе и исполняемой на курае, внесли фольклорные экспедиции по Башкирской АССР и соседним областям образованного в 1932 году Башкирского научно-исследовательского института национальной культуры. Среди сотрудников института — Г. С. Альмухаметов, И. В. Салтыков, А. С. Ключарёв, С. Х. Габяши.

Весомый вклад в изучение исполнительского искусства на курае внёс научный сотрудник Института этнографии АН СССР Л. Н. Лебединский. В 1937 году в Башкирской АССР им были осуществлены фонозаписи кураистов. В 1939 году он становится консультантом по делам искусств при СНК БАССР и возглавляет комплексную экспедицию по изучению быта, этнографии и фольклора башкир юго-восточных районов Башкирской АССР. Позднее результаты исследований будут обобщены им в фундаментальной работе «Башкирские народные песни и наигрыши» (1962). В этой работе он даёт описание курая и инструментальных наигрышей на нём.

С начала 1930-х годов проблемой происхождения и реконструкции курая начинает заниматься музыковед В. М. Беляев. Для выяснения происхождения он предполагает использовать теорию линейных обмеров. Обмеры кураев по системе Беляева были продолжены в 1942 году находящимся в эвакуации в Уфе М. Я. Береговским, который подверг исследованию 8 кураев из различных коллекций, установив, что они имеют естественные размеры, указывающие на древность происхождения инструмента.

Во второй половине 40-х годов XX века обнародует свои материалы любитель-фольклорист И. Мусин, собравший за несколько десятилетий уникальную коллекцию кураев. Однако его попытки привлечь внимание органов власти к необходимости возрождения курайного искусства татар не принесли результатов.

Фольклорные экспедиции уже с конца 30-х годов показывали, что народное инструментальное искусство приходит в упадок.

В 70-80-е годы XX века искусствовед Р. Ф. Зелинский продолжает исследования курая в Башкирии, а искусствовед Р. Ф. Халитов в Татарии. Искусствовед М. Н. Нигметзянов публикует описание кураев из коллекции И. Мусина.

В постсоветский период исследования игры на курае были продолжены в работах искусствоведов Башкортостана. Рассматривались особенности двухголосного гортанного пения, сопровождаемого игру на курае (искусствовед Х. С. Ихтисамов), проблемы выделения и изучения стилей, исполнительских школ кураистов (искусстовед Ф. Х. Камаев), процессы влияния народной музыки, включая курай, на композиторское творчество и формирование академической музыки в Башкортостане (искусствовед Е. Р. Скурко). Проводились исследования, посвящённые исполнительскому репертуару, стилям игры кураистов, музыкальным жанрам инструментальных мелодий и их музыковедческому анализу (Р. Ф. Зелинский).

Изготовление

Классический курай изготавливается из прямого, высушенного полого стебля Реброплодника уральского[4] (род растений из семейства зонтичных). Существуют и другие зонтичные, пригодные для изготовления курая, — Дудник лесной и Дягиль лекарственный. Однако именно реброплодник считается лучшим материалом.

Процесс изготовления включает четыре этапа:

  1. Подбирается подходящее растение, имеющее гладкий, чистый внутри стебель, без внешних дефектов. Предпочтение отдаётся тонкостенным стеблям, имеющим коническую форму.
  2. Растение срезают и сушат. Обычно это происходит в июле—августе, когда растение уже отцвело и начинает высыхать. Растение срезается под корень и сушится в сухом, тёмном месте. Иногда процесс сушки осуществляется и на природе. Для этого либо срезают верхушку растения, не трогая сам стебель, либо забирают растение, когда оно уже высохло целиком.
  3. Осуществляется выбор длины заготовки для изготовления курая.
  4. Производится вырезание игровых отверстий и осуществляется доработка курая.

Необходимость массового производства инструментов побудила мастера В. Ш. Шугаюпова к созданию в 1976 году курая из строганого шпона[4], а через три года на способ было получено авторское свидетельство. Для изготовления курая используется тонкий, узкий лист шпона бука, граба или берёзы, не имеющий дефектов, толщиной 0,5—0,7 мм. На лист шпона по специально разработанным лекалам наносится разметка и вырезается заготовка. Получившуюся заготовку опускают в горячую воду, где она начинает размякать и скручиваться в спираль. Затем получившуюся заготовку недолго просушивают и, используя для придания нужной формы конусообразный металлический прут, склеивают. Далее заготовку просушивают несколько дней. После того как клей просохнет, приступают к нанесению игровых отверстий, которые проделывают с помощью электрического выжигательного прибора, дорабатывают верхнее входное и нижнее отверстие и обрабатывают заготовку абразивной шкуркой. Получившееся изделие покрывают лаком и сушат. После этого инструмент готов к использованию.

Описание

Классический курай — открытая продольная флейта. Длина обычно составляет около 570—810 мм — в основе лежат естественные меры длины, 8—10 ладоней или больше, ширина каждой ладони при обхвате равна 4 пальцам. Диаметр инструмента составляет обычно около 20 мм. В курае 5 отверстий диаметром 5-15 мм. 4 отверстия находятся на лицевой, 1 — на тыльной стороне. Первое отверстие на лицевой стороне находится на расстоянии 4—5 пальцев от нижнего края. Остальные три отверстия располагаются последовательно выше первого через 2—2,5 пальца. Пятое отверстие находится выше четвёртого с другой стороны.

На несколько иное расположение отверстий классического курая указывает С. Г. Рыбаков. Согласно его описанию, первое отверстие находится на расстоянии 3 пальцев от нижнего края, второе отстоит от первого на 2,5 пальца, третье от второго на 2 пальца, четвёртое от третьего на 1,5 пальца. Пятое отверстие вырезается с другой стороны выше четвёртого.

Иногда в педагогических целях на инструменте отверстия сразу не прорезываются и на первом этапе ученик овладевает только звукоизвлечением. По мере овладения инструмента вырезают сначала первое и третье отверстие, затем второе и четвёртое, а затем уже последнее, пятое.

Разновидности

  • Ишкурай — хроматический курай, изобретённый И.К Ильбаковым, на который он в 1990-е годы получил авторское свидетельство[17][18].
  • Кыйык-курай — с косым срезом[4].
  • Сор-курай — короткий курай, используемый в основном женщинами[4].
  • Сыбызгы[4].
  • Копшэ курай — татарская открытая продольная флейта. В отличие от классического курая, имеет только два отверстия. Первое отверстие на лицевой стороне находится на расстоянии 6 пальцев от нижнего края. Второе — на 5 пальцев выше. В современном Татарстане встречается редко[14].

Звукоряд

состояние отверстийтон
все отверстия открытыля
все отверстия закрытыдо
открыто только 1-е отверстиере
открыто 2-е отверстие или 1-е и 2-е отверстиями
открыто 3-е отверстие или 1-е, 2-е и 3-е отверстияфа
открыто 4-е отверстие или 1-е, 2-е, 3-е и 4-е отверстиясоль
открыто 5-е отверстие или все отверстияля

Неполный диатонический (олиготонный) звукоряд курая соответствует натуральному гексахорду: Создать карусель Добавьте описание

В трудах музыковедов-этнографов натуральный гексахорд (курая) интерпретируется как сцепление двух (от разных тонов) пентатоник[19].

Диапазон курая — около трёх октав. Звучание поэтичное и возвышенное. Тембр мягкий, зависит от материала изготовления, толщины стенок и длины инструмента. При игре кураистом может использоваться голосовое сопровождение в виде жужжащего бурдонного звука[2]. Русский этнограф С. Г. Рыбаков писал: «Звуки этого инструмента — тихие, меланхолические и задушевные — достаточно хорошо воспроизводят мечтательность башкирских мелодий»[20].

Техника игры

На одном курае можно играть в нескольких тональностях. Например, для курая строя А доступны тональности А-durD-dur, Cis, h-molle-mollfis-moll. Изготавливаются инструменты шести строев, конструкционно различающиеся размером изделия; преимущественно используются три из них:

  • c1 (редко выше) — так называемый короткий курай
  • h
  • b
  • a — средний курай
  • as
  • g — длинный курай.

Благодаря шести размерам курая, исполнители могут использовать все тональности квинтового круга, кроме тональностей от fis.

Виртуозы-кураисты помимо традиционных приёмов игры на инструменте прибегают к технике исполнения, получившей название узляу или тамак-курай (горловое пение). Эта техника распространена не только у башкир, но и у тувинцевалтайцев. Узляу — это разновидность двухголосного пения — игры, при котором на курае звучит наигрыш и одновременно поётся бурдонный квинтовый бас, с использованием грудного, носового, небного, лобного резонаторов. Узляу был распространён в шаманской практике.

Курай применяется в качестве сольного и ансамблевого инструмента, сопровождающего пение вокалистов. На курае играют как протяжные лирические песни узун-кюй, так и плясовые, короткие кыска-кюй.

Кураисты

См. также категорию: Кураисты

А. М. АиткуловГ. Б. Аргынбаев (Габит-сэсэн)Х. Б. АхметовХ. Ш. АхметшинМ. М. Балапанов (Ишмухамет-сэсэн)Р. Г. БулякановЮ. И. ГайнетдиновР. М. ГайзуллинИ. И. ДильмухаметовИ. Ш. ДильмухаметовС. И. ДильмухаметовК. М. ДияровИ. К. ИльбаковА. Д. ИскужинЮ. М. ИсянбаевР. Р. КарабулатовР. Р. РахимовМ. А. РахматуллинГ. З. СулеймановМ. У. ТулебаевГ. Г. УшановР. Н. ЮлдашевМ. Б. Ямалетдинов[21].

Музыканты других направлений, использующие курай

«Виртуозы Москвы», Владимира Теодоровича Спивакова[22][23]Гарик Сукачев совместно с Пелагеей и Чайфом[24]Николай НосковМарат Файзуллин (Taturas)ДДТ (на альбоме Метель августа и др.)

Развитие курая в Башкортостане

В 1998 в Уфе был создан Союз кураистов Республики Башкортостан. В 2003 году его деятельность была прекращена и вновь возобновилась в 2007 году. Деятельность Союза кураистов Республики Башкортостан направлена на возрождение и развитие культурного и духовного наследия башкирского народа, исполнительского мастерства игры на курае и других традиционных башкирских музыкальных инструментах, поддержку различных направлений и школ исполнительских традиций. Также с 1991 года в Республике Башкортостан существует Республиканское детское общество «Курай». Его деятельность направлена на обучение школьников игре на курае, воспитание детей на традициях искусства курая, ведение пропаганды и работы по восстановлению и развитию традиционного искусства курая.

Стилизованный цветок курая изображён на флаге и гербе Башкортостана.

В 2018 году курай был зарегистрирован в качестве регионального бренда Республики Башкортостан[25].

Конкурсы

  • Республиканский конкурс кураистов на приз имени Юмабая Исянбаева (Республика Башкортостан, учреждён в 1978 году)
  • Республиканский конкурс кураистов имени Ишмуллы Дильмухаметова (Республика Башкортостан)
  • Открытый городской конкурс кураистов имени Адигама Искужина (Республика Башкортостан, Уфа, 2008, 2009, 2011, 2014).
  • Региональный конкурс молодых исполнителей на народных инструментах им. С. Сайдашева (Республика Татарстан, Казань)
  • Республиканский конкурс профессиональных кураистов на приз имени Гаты Сулейманова (Республика Башкортостан, Уфа, 1997, 2012)
  • Республиканский праздник курая (Республиканский конкурс кураистов «Байга») (Республика Башкортостан, Октябрьский).
  • Республиканский конкурс исполнителей на курае, сорнае и кубызе им. Исмагила Мусина (Республика Татарстан)
  • Зональный конкурс кураистов на приз имени В. Шугаюпова (Республика Башкортостан, Салаватский район, с. Малояз, 2011)

Памятники

  • В 1974 году в Уфе был открыт фонтан «Весенняя песнь». Памятник представляет собой обнажённого мальчика с кураем. Автор памятника Маргарита Александровна Соловьева-Ефимова, архитектор Татьяна Милорадович[26].
  • В 2001 году в Баймакском районе Республики Башкортостан на горе Тугажман установлен памятник кураю.
  • В 2023 году с.Юлдыбаево Зилаирского района на горе Сонтагаш установлен памятник кураю.