Кларнет

КЛАРНЕ́Т (итал. clarinetto, от лат. cla­rus – свет­лый, яс­ный), ду­хо­вой языч­ко­вый муз. ин­ст­ру­мент с оди­нар­ной тро­стью. Де­рев. кор­пус ци­лин­д­рич. се­че­ния, двух­ко­лен­ный, с не­боль­шим рас­тру­бом. Трость – пря­мо­уголь­ная пла­стин­ка осо­бо­го сор­та тро­ст­ни­ка (Arundo donax) – кре­пит­ся к сре­зу клю­во­об­раз­но­го мунд­шту­ка (по­след­ний со­еди­нён с кор­пу­сом по­сред­ст­вом ко­рот­кой пе­ре­ход­ной труб­ки – «бо­чон­ка»). Об­щая дли­на ти­по­вого К. in B – 66 см. Бóльшая часть иг­ро­вых от­вер­стий (об­щее чис­ло 24–27) за­кры­та ме­тал­лич. кла­па­на­ми. К. – транс­по­ни­рую­щий ин­ст­ру­мент. В совр. прак­ти­ке наи­бо­лее упот­ре­би­те­лен К. in B (зву­чит на боль­шую се­кун­ду ни­же нот­ной за­пи­си), в ор­ке­ст­ре (К. вхо­дит в груп­пу де­ре­вян­ных ду­хо­вых ин­ст­ру­мен­тов) ис­поль­зу­ет­ся так­же К. in A (зву­чит на ма­лую тер­цию ни­же нот­ной за­пи­си). Ха­рак­тер­ная аку­стич. осо­бен­ность К. – об­ра­зо­ва­ние пе­ре­ду­ва­ний на дуо­де­ци­му (а не на ок­та­ву, как у др. де­ре­вян­ных ду­хо­вых); с этим свя­за­но при­ме­не­ние ус­лож­нён­ной кла­пан­ной сис­те­мы. Диа­па­зон ок. 4 ок­тав: от «ми» ма­лой до «до» 4-й ок­та­вы (по на­пи­са­нию). Но­ти­ру­ет­ся гл. обр. в скри­пич­ном клю­че. Ха­рак­тер зву­ча­ния силь­но раз­ли­ча­ет­ся в раз­ных ре­ги­ст­рах: в низ­ком оно гус­тое и соч­ное, в сред­нем – яс­ное и бле­стя­щее, в верх­нем – рез­кое. Бо­га­тые вир­ту­оз­ные воз­мож­но­сти ин­ст­ру­мен­та со­че­та­ют­ся с ши­ро­кой ди­на­мич. ам­пли­ту­дой (от pp до ff).

К. скон­ст­руи­ро­вал на ос­но­ве ша­лю­мо И. К. Ден­нер из Нюрн­бер­га (ок. 1700). Ап­пли­ка­тур­ные труд­но­сти при иг­ре в то­наль­но­стях с боль­шим ко­ли­че­ст­вом клю­че­вых зна­ков при­ве­ли к по­яв­ле­нию в сер. 18 в. К. раз­ных стро­ёв, а не­об­хо­ди­мость ме­нять ин­ст­ру­мент во вре­мя иг­ры, в свою оче­редь, – к усо­вер­шен­ст­во­ва­нию кла­пан­ной сис­те­мы (так, сын изоб­ре­та­те­ля Я. Ден­нер скон­ст­руи­ро­вал кла­пан дуо­де­ци­мы). В 1809 нем. фир­мой «Gries­ling und Schlott» по­стро­ен К. с 10 кла­па­на­ми, бла­го­да­ря нем. вир­туо­зу Г. Бер­ма­ну ут­вер­див­ший­ся как соль­ный ин­ст­ру­мент. Ок. 1812 рос. клар­не­тист И. Мюл­лер скон­ст­руи­ро­вал К. in B c 13 кла­па­на­ми и улуч­шен­ной ры­чаж­ной сис­те­мой для ап­пли­ка­тур­ных ком­би­на­ций. Этот К., до­ра­бо­тан­ный Бер­ма­ном, ут­вер­дил­ся как осн. ин­ст­ру­мент се­мей­ст­ва и стал из­вес­тен как «бер­ма­нов­ский», или К. «не­мец­кой» сис­те­мы; в 19–20 вв. его про­дол­жа­ли при­ме­нять и усо­вер­шен­ст­во­вать. В сер. 19 в. в кон­ст­рук­ции К. был ис­поль­зо­ван кла­пан­но-ры­чаж­ный ме­ха­низм нем. флей­ти­ста Т. Бё­ма. В 1889 франц. фир­мой «Evette & Schaeffer» соз­да­на но­вая мо­дель «бё­мов­ско­го» ин­ст­ру­мен­та – К. «фран­цуз­ской» сис­те­мы, ши­ро­ко рас­про­стра­нив­ший­ся во всём ми­ре и прак­ти­че­ски вы­тес­нив­ший «не­мец­кий» клар­нет.

С сер. 18 в. К. стал ис­поль­зо­вать­ся в опер­ном ор­ке­ст­ре мн. ев­роп. стран (Фран­ции, Гер­ма­нии, Рос­сии). Боль­шую роль в его ста­нов­ле­нии как ор­ке­ст­ро­во­го ин­ст­ру­мен­та сыг­ра­ли ком­по­зи­то­ры ман­гейм­ской шко­лы. К. Ста­миц, Ф. По­кор­ни, К. Ф. Абель соз­да­ли кон­цер­ты для К. с ор­ке­ст­ром. Й. Гайдн ис­поль­зо­вал К. в «па­риж­ских» и «лон­дон­ских» сим­фо­ни­ях, В. А. Мо­царт – в опе­рах (на­чи­ная с «Идо­ме­нея», 1781) и не­сколь­ких сим­фо­ни­ях (№ 39 Es-dur, 1788, и др.). Ше­дев­ры клар­не­то­во­го ре­пер­туа­ра – Квин­те­т с К. A-dur (1789) и Кон­церт A-dur (1791), соз­дан­ные Мо­цар­том для клар­не­ти­ста А. Штад­ле­ра. Л. ван Бет­хо­вен ут­вер­дил К. в сим­фо­нич. ор­ке­ст­ре и соз­дал ан­самб­ли с ним. Зна­чи­тель­но рас­ши­ри­ли тем­бро­во-кра­соч­ные и тех­нич. воз­мож­но­сти К. ком­по­зи­то­ры-ро­ман­ти­ки, в осо­бен­но­сти К. М. фон Ве­бер (2 кон­цер­та с ор­ке­ст­ром, 1811; Боль­шой кон­церт­ный ду­эт для клар­не­та и фп., 1816), И. Брамс (2 со­на­ты для клар­не­та с фп., 1894; Трио и Квин­тет с клар­не­том, оба 1891). Кон­цер­ты на­пи­са­ны так­же Л. Шпо­ром, И. Плей­е­лем, С. Мер­ка­дан­те. К об­раз­цам яр­ко­го ис­поль­зо­ва­ния К. в ор­ке­ст­ре от­но­сят­ся со­чи­не­ния Ф. Мен­дель­со­на, Дж. Рос­си­ни, Ф. Лис­та, Г. Бер­лио­за («Фан­та­сти­че­ская сим­фо­ния», 1830), М. И. Глин­ки («Ка­ма­рин­ская», 1848; тан­цы из опер), А. П. Бо­ро­ди­на, П. И. Чай­ков­ско­го, Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва, Р. Ваг­не­ра, Р. Штрау­са. Известно Па­те­ти­че­ское трио для клар­не­та, фа­го­та и фп. Глин­ки (1832). В му­зы­ке 20 в. К. раз­но­об­раз­но ис­поль­зо­ва­ли К. Де­бюс­си (Рап­со­дия для клар­не­та с фп. или струн­ным ор­ке­ст­ром, 1910), М. Ра­вель, Г. Ма­лер, А. Шён­берг, С. С. Про­кофь­ев, Д. Д. Шос­та­ко­вич, А. И. Ха­ча­ту­рян (Трио для фп., скрип­ки и клар­не­та, 1932) и др. ком­по­зи­то­ры.

В 20 в. К. рас­про­стра­нил­ся и как джа­зо­вый ин­ст­ру­мент. Один из круп­ней­ших клар­не­ти­стов ми­ра Б. Гуд­мен про­сла­вил­ся в джа­зе и в ака­де­мич. му­зы­ке; для не­го соз­да­ли кон­цер­ты И. Ф. Стра­вин­ский («Чёр­ный кон­церт» для К. с джаз-бен­дом, 1945), П. Хин­де­мит (1947), А. Ко­п­ленд (1948); ан­самбль с К. «Кон­тра­сты» – Б. Бар­ток (1938). Соз­да­тель отеч. клар­не­то­вой шко­лы – С. В. Ро­за­нов.

В сим­фо­нич. ор­ке­ст­ре, как пра­ви­ло, ис­поль­зу­ют­ся 2 К. и бас-клар­нет. Сре­ди мно­го­числ. раз­но­вид­но­стей ис­то­рич. ин­ст­ру­мен­тов – ма­лый К., или К.-пик­ко­ло (в вы­со­ком строе Es), бас­сет­горн.

Ин­ст­ру­мен­ты клар­не­то­во­го ти­па (т. е. с оди­нар­ной тро­стью), в т. ч. пар­ные (с дву­мя ство­ла­ми), из­вест­ны с древ­но­сти, рас­про­стра­не­ны в му­зы­ке на­ро­дов ми­ра.