Игорь Моисеев

И́горь Алекса́ндрович Моисе́ев (21 января 1906Киев — 2 ноября 2007Москва) — советский и российский артист балета, танцовщик, балетмейстер, хореограф, педагог, общественный деятель. Герой Социалистического Труда (1976), народный артист СССР (1953)[4], лауреат трёх Сталинских (1942, 1947, 1952), Ленинской (1967), Государственной премии СССР (1985) и Государственной премии РФ (1996). Кавалер трёх орденов Ленина (1958, 1976, 1986).

Биография

Родился 8 (21) января 1906 года в Киеве, где работал адвокатом его отец Александр Михайлович Моисеев — русский дворянин родом из Орловской губернии. Матерью Игоря была модистка Анна Александровна Грэн, «полуфранцуженка, полурумынка». Родители познакомились в Париже, где Игорь также провёл несколько детских лет и свободно говорил по-французски. Был единственным ребёнком в семье[5][6].

Учился в Москве, в частной балетной студии (1920). Его отец считал, что танцы улучшают осанку, и боясь «тлетворного» влияния улицы на 14-летнего подростка, отвёл его в балетную студию бывшей балерины Большого театра В. Мосоловой, находившуюся недалеко от их дома.[7] Спустя два-три месяца после начала занятий преподавательница отвела Игоря в Государственную балетную школу ГАБТ (ныне Московская академия хореографии). Моисеев вступительный экзамен сдал[8].

В 1924 году окончил Государственную балетную школу ГАБТ (педагоги Иван Смольцов и Александр Горский) и был принят в труппу Большого театра, где работал до 1939 года. С 1931 года — солист. Уже в 1930 году начал работать как балетмейстер.

В 1930-е годы ставит ряд физкультурных парадов на Красной площади, спектакли в Армянской студии Рубена Симонова, даёт уроки дуэльного кодекса в МХТ, преподаёт в Московском хореографическом училище, заведует секцией хореографии в Театре народного творчества (1936)[9].

В 1933 году окончил Университет искусств.

В 1937 году, заручившись поддержкой председателя Совета народных комиссаров Вячеслава Молотова, создал первый в стране профессиональный ансамбль народного танца (ныне Ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева). Первая репетиция нового ансамбля состоялась 10 февраля 1937 года. С того времени — бессменный художественный руководитель и постановщик танцев ансамбля.

Вместе с ансамблем беспрерывно гастролировал по СССР (с 1938) и за рубежом (с 1945).

В 1943 году создал первую в стране профессиональную школу народного танца (хореографическая Школа-студия при Государственном академическом ансамбле народного танца), а в 1966 году — организовал хореографический концертный ансамбль «Молодой балет» (ныне Государственный театр балета под руководством Н. Касаткиной и В. Василёва), которым руководил до 1970 года[10].

Ставил торжественные концерты и культурные программы, посвящённые выдающимся событиям общественной жизни страны. Возглавлял жюри телевизионного фольклорного фестиваля «Радуга», был постоянным членом жюри многих Международных конкурсов и фестивалей народного танца, участвовал в работе Комитета защиты мира.

Моисеев вспоминал, что от него 18 раз требовали вступить в КПСС. Но он неизменно отказывался по принципиальным соображениям.

 — А почему вы не хотите вступить в партию?

— Потому что я верю в Бога и не хочу, чтобы вы меня за это прорабатывали на своих собраниях.[11]

Член коллегии Большого театра (с 1985), член президиума Российской Академии искусств (с 1996), член комиссии при Президенте РФ по Государственным премиям РФ в области литературы и искусства, член Совета деятелей культуры, науки и образования при МИД России.

Автор статей по хореографии, автобиографической книги «Я вспоминаю…Гастроль длиною в жизнь».

С середины 1960-х годов увлекался филателией. Основу его коллекции составляли марки Венгрии, подаренные ему вместе с кляссером ещё в середине 1950-х годов во время гастролей по этой стране, марки Испании, а также марки, посвящённые танцам и костюмам мира.

Могила И. Моисеева на Новодевичьем кладбище Москвы

Скончался в Москве на 102-м году жизни 2 ноября 2007 года от осложнений гипертонической болезни и ишемической болезни сердца. Похоронен 7 ноября 2007 года на Новодевичьем кладбище (участок № 5).

Семья

Был женат трижды: Первая жена — Нина Борисовна Подгорецкая (1902—1977), прима-балерина Большого театра, участвовала в создании ансамбля народного танца, заслуженная артистка РСФСР (1947).

Вторая жена — Тамара Алексеевна Зейферт (1918—2005), танцовщица, педагог-репетитор, народная артистка РСФСР (1958).

Дочь — Ольга Игоревна Моисеева (род. 1943), солистка ансамбля и педагог-репетитор, заслуженная артистка РСФСР (1973). Внук — Владимир Моисеев (род. 1963), артист балета, балетмейстер, заслуженный артист РФ (1996), создатель Русского национального балетного театра.

  • Третья жена (с 1974 года) — Ирина Алексеевна Моисеева (1925—2021, урождённая Чагадаева), артистка народно-сценического танца, солистка (с 1941 года) и педагог Ансамбля народного танца, заслуженная артистка РСФСР (1958). После смерти И. Моисеева — председатель творческой коллегии, руководящей ансамблем.[12]

Память

  • В Москве, на доме, где жил артист, установлена мемориальная доска.
  • Ансамбль народного танца носит имя И. Моисеева.
  • Творчеству Моисеева посвящены документальный фильм «Вечное движение» («Perpetuum mobile», 1967) и телефильм «Балет Игоря Моисеева» (1982).
  • Дмитрий Щербина в роли Бориса Евсеева — художественного руководителя Государственного академического ансамбля народного танца СССР (прототип ГААНТ СССР п/р И.А. Моисеева) в сериале «Берёзка».

Творчество

Репертуар в Большом театре

Игорь Моисеев в партии Мато («Саламбо», 1932)

Первый исполнитель партий

Постановки в Большом театре

Балеты

Танцы в операх

Ансамбль народного танца

С 1937 года — руководитель созданного им «Ансамбля народного танца СССР» (в 1991 переименован в «Государственный академический ансамбль народного танца под руководством Игоря Моисеева», с 2007 года — имени Игоря Моисеева).Поставленные танцы

  • Танцы народов мира:
    • Русские танцы:
      «Полянка», «Времена года. Сюита из двух танцев», «Вензеля», «Шестера. Уральский танец», «Задиристые частушки», «Русский перепляс», «Метелица (Снегурка)»
    • Белорусские танцы:
      «Лявониха», «Крыжачок», «Полька „Янка“», «Бульба», «Полька „Мама“», «Юрочка (Деревенский Дон Жуан)»
    • Украинские танцы:
      «Веснянки. Сюита» («Выход девушек (Девичья печаль)», «Прощание», «Гадание (Сцена с венками)», «Большой танец», «Каблучок», «Выход парубков», «Возвращение», «Встреча и величание», «Гопак», «Аркан» (гуцульский мужской пастушеский танец), «Танец девушки и двух парней» (гуцульский танец)
    • Молдавские танцы:
      «Жокул маре (большой жок (танец)), Сюита» («Хора (Танец девушек)», «Чокырлия (Жаворонок)», «Жок», «Молдовеняска», «Коаса (Косари)», «Ла спэлат (Прачка)», «Сфределуш (сельскохозяйственный танец)», «Молдаваночка», «Хитрый Мокану. Сюита» («Танец парней», «Танец девушек», «Объяснение в любви», «Общий выход», «Сырба (очень быстрый танец)», «Юла»
    • Киргизские танцы:
      «Юрта», «Кыз кумай (Догони девушку)», «Танец киргизских девушек»
    • Узбекские танцы:
      «Пахта (Хлопок)», «Танец с блюдом», «Уйгурский танец „Сафаили“ (национальный погремушечный инструмент)»
    • Таджикские танцы:
      «Танец девушек», «Мужской воинственный танец с кинжалом», «Танец с дойрой (восточное название бубна)»
    • Казахский танец «Кок-пар»
    • Еврейские танцы в рамках Еврейской сюиты
    • Монгольские танцы:
      «Монгольские наездники», «Монгольская статуэтка», «Танец монгольских борцов»
    • Башкирский танец «Семь красавиц»
    • Бурятские танцы (сюита «Цам» из десяти танцев)
    • Танец казанских татар
    • Танец крымских татар «Черноморочка»
    • Калмыцкие танцы:
      «Чичирдык (Парящий орел)», «Ишкымдык (Два всадника)», Торгутский танец
    • Осетинский танец «Симд»
      (массовый танец)
    • Грузинские танцы:
      «Картули (Лекури)», «Хоруми» (аджарский танец)
    • Азербайджанские танцы:
      «Чабаны», «Десмолы», «Газахи»
    • Армянская «Майнуки» из четырёх танцев
    • Цыганский танец
    • Латвийские танцы (сюита из трех танцев)
    • Литовские танцы (сюита из пяти танцев)
    • Эстонские танцы:
      «Эстонская полька через ножку», «Хиу-вальс. Эстонская сюита из трех танцев»
    • Польские танцы:
      «Полонез», «Трояк», «Оберек», «Краковяк», «Мазурка», «Полька-лабиринт»
    • Венгерские танцы:
      «Чардаш», «Понтозоо», «Хлопушки» (танец точками с отбивкой по сапогам), «Прощание», «Девичий танец с бутылками на голове», «Танец со шпорами»
    • Болгарские танцы (сюита из пяти танцев)
    • Румынские танцы:
      «Бриул», «Мушамауа» (веселый массовый танец), «Оашский танец»
    • Финский танец «Комическая полька»
    • Немецкий танец «Немецкий вальс»
    • Китайские танцы:
      «Танец с барабанами», «Танец с лентами», «Сан ча коу» (На перекрестке), «Большая пантомима»
    • Корейский танец «Санчонга»
    • Якутский танец «Добрый охотник»
    • Нанайские танцы:
      «Нанайская народная игра „Фехтование на палках“», «Борьба двух малышей» (сценка)
    • Чувашский танец
    • Марийский танец
    • Вьетнамский танец «Танец с бамбуком»
    • Чешский танец «Чешская полька»
    • Словацкий танец
    • Греческие танцы:
      «Сиртаки (Мужской танец)» (музыка М. Теодоракиса), «Танец девушек», «Общий хоровод», «Мужской танец четверками», «Общий финальный танец»
    • Итальянский танец «Сицилианская тарантелла La karetta»
    • Испанские танцы:
      «Испанская баллада», «Арагонская хота» (музыка М. И. Глинки)
    • Ирландский танец «Молодость»
    • Югославские танцы:
      «Сербиянка» (сербский танец), «Кукунешти» (сербский мужской танец), «Македонский женский танец», «Дзюрдевка» (черногорский воинственный танец), «Селянчица» (сербский танец), «Клятва» (македонский мужской танец)
  • Танцы Латинской Америки:
    • Аргентинские танцы:
      «Маламбо», «Гаучо» (Танец аргентинских пастухов), «Таверна» (одноактная картина), «В таверне Радригес Пенья».
    • Мексиканская сюита («Сапатео», «Авалюлько»)
    • Венесуэльский танец «Хоропо»
  • Танцы США:
    «Сквер-данс», «Назад к обезьяне» (пародия на рок-н-ролл)
  • Цикл «Картинки прошлого»:
    «Подмосковная лирика», «Городская фабричная кадриль», «Трепак» (музыка П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик»), «Сюита из старинных русских танцев», «По дворам», «Ухажёры», «Полька-красотка с фигурами и комплиментами», «Скоморошьи игрища», «Еврейская сюита „Семейные радости“»
  • Цикл «Советские картинки»:
    «Колхозная улица», «Русская красноармейская пляска», «Призывники», «Партизаны», «Праздник труда — пятнадцать танцевальных фрагментов», «Флотская сюита „День на корабле“», «Футбол» (хореографическая сценка)
  • Дорога к танцу (класс-концерт):
    «Станок», «Середина», «Проходки», «Перепляс», «Украинский танец», «Гопак-коло», «Полька»
  • На катке (музыка Жака Оффенбаха, Иоганна Штрауса, Андрея Петрова):
    «Вальс конькобежцев», «Девушка и юноша», «Соревнования вертунов», «Парад», «Галоп и финал»
  • Ночь на Лысой горе (в двух картинах):
    «Ярмарка» (музыка народная), «Ночь на Лысой горе» (музыка М. П. Мусоргского)
  • Половецкие пляски (музыка А. П. Бородина):
    «Выход Хана», «Танец пленниц», «Танец мальчиков», «Танец лучников», «Выезд всадников», «Общий танец», «Танец пастухов», «Воинственный танец», «Финал»
  • Балет Спартак. Танцы из балета (музыка А. И. Хачатуряна):
    «Вакханалия», «Выход гладиаторов», «Андобаты (Бой в слепых шлемах)», «Ретиарий и мермелон (Рыбак и рыбка)», Адажио, «Битва фракийцев и самнитов»
  • Эстрадный номер «Полька-лабиринт».

Фильмография

Участие в фильмах

  • 1961 — За рампой — Америка (документальный)
  • 1961 — СССР с открытым сердцем (документальный)
  • 1967 — Perpetuum mobile. Вечное движение (документальный)
  • 1984 — И снова звёздный час! (документальный)
  • 2006 — 100 лет неодиночества. Игорь Моисеев (документальный)

Архивные кадры

  • 2006 — 100 лет неодиночества. Игорь Моисеев (документальный)
  • 2012 — Игорь Моисеев. Ушёл, чтобы остаться (документальный)

Награды и звания

Награды СССР и Российской Федерации

Иностранные награды:

Премии:

Звания: