Кларнет
КЛАРНЕ́Т (итал. clarinetto, от лат. clarus – светлый, ясный), духовой язычковый муз. инструмент с одинарной тростью. Дерев. корпус цилиндрич. сечения, двухколенный, с небольшим раструбом. Трость – прямоугольная пластинка особого сорта тростника (Arundo donax) – крепится к срезу клювообразного мундштука (последний соединён с корпусом посредством короткой переходной трубки – «бочонка»). Общая длина типового К. in B – 66 см. Бóльшая часть игровых отверстий (общее число 24–27) закрыта металлич. клапанами. К. – транспонирующий инструмент. В совр. практике наиболее употребителен К. in B (звучит на большую секунду ниже нотной записи), в оркестре (К. входит в группу деревянных духовых инструментов) используется также К. in A (звучит на малую терцию ниже нотной записи). Характерная акустич. особенность К. – образование передуваний на дуодециму (а не на октаву, как у др. деревянных духовых); с этим связано применение усложнённой клапанной системы. Диапазон ок. 4 октав: от «ми» малой до «до» 4-й октавы (по написанию). Нотируется гл. обр. в скрипичном ключе. Характер звучания сильно различается в разных регистрах: в низком оно густое и сочное, в среднем – ясное и блестящее, в верхнем – резкое. Богатые виртуозные возможности инструмента сочетаются с широкой динамич. амплитудой (от pp до ff).
К. сконструировал на основе шалюмо И. К. Деннер из Нюрнберга (ок. 1700). Аппликатурные трудности при игре в тональностях с большим количеством ключевых знаков привели к появлению в сер. 18 в. К. разных строёв, а необходимость менять инструмент во время игры, в свою очередь, – к усовершенствованию клапанной системы (так, сын изобретателя Я. Деннер сконструировал клапан дуодецимы). В 1809 нем. фирмой «Griesling und Schlott» построен К. с 10 клапанами, благодаря нем. виртуозу Г. Берману утвердившийся как сольный инструмент. Ок. 1812 рос. кларнетист И. Мюллер сконструировал К. in B c 13 клапанами и улучшенной рычажной системой для аппликатурных комбинаций. Этот К., доработанный Берманом, утвердился как осн. инструмент семейства и стал известен как «бермановский», или К. «немецкой» системы; в 19–20 вв. его продолжали применять и усовершенствовать. В сер. 19 в. в конструкции К. был использован клапанно-рычажный механизм нем. флейтиста Т. Бёма. В 1889 франц. фирмой «Evette & Schaeffer» создана новая модель «бёмовского» инструмента – К. «французской» системы, широко распространившийся во всём мире и практически вытеснивший «немецкий» кларнет.
С сер. 18 в. К. стал использоваться в оперном оркестре мн. европ. стран (Франции, Германии, России). Большую роль в его становлении как оркестрового инструмента сыграли композиторы мангеймской школы. К. Стамиц, Ф. Покорни, К. Ф. Абель создали концерты для К. с оркестром. Й. Гайдн использовал К. в «парижских» и «лондонских» симфониях, В. А. Моцарт – в операх (начиная с «Идоменея», 1781) и нескольких симфониях (№ 39 Es-dur, 1788, и др.). Шедевры кларнетового репертуара – Квинтет с К. A-dur (1789) и Концерт A-dur (1791), созданные Моцартом для кларнетиста А. Штадлера. Л. ван Бетховен утвердил К. в симфонич. оркестре и создал ансамбли с ним. Значительно расширили темброво-красочные и технич. возможности К. композиторы-романтики, в особенности К. М. фон Вебер (2 концерта с оркестром, 1811; Большой концертный дуэт для кларнета и фп., 1816), И. Брамс (2 сонаты для кларнета с фп., 1894; Трио и Квинтет с кларнетом, оба 1891). Концерты написаны также Л. Шпором, И. Плейелем, С. Меркаданте. К образцам яркого использования К. в оркестре относятся сочинения Ф. Мендельсона, Дж. Россини, Ф. Листа, Г. Берлиоза («Фантастическая симфония», 1830), М. И. Глинки («Камаринская», 1848; танцы из опер), А. П. Бородина, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, Р. Вагнера, Р. Штрауса. Известно Патетическое трио для кларнета, фагота и фп. Глинки (1832). В музыке 20 в. К. разнообразно использовали К. Дебюсси (Рапсодия для кларнета с фп. или струнным оркестром, 1910), М. Равель, Г. Малер, А. Шёнберг, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. И. Хачатурян (Трио для фп., скрипки и кларнета, 1932) и др. композиторы.
В 20 в. К. распространился и как джазовый инструмент. Один из крупнейших кларнетистов мира Б. Гудмен прославился в джазе и в академич. музыке; для него создали концерты И. Ф. Стравинский («Чёрный концерт» для К. с джаз-бендом, 1945), П. Хиндемит (1947), А. Копленд (1948); ансамбль с К. «Контрасты» – Б. Барток (1938). Создатель отеч. кларнетовой школы – С. В. Розанов.
В симфонич. оркестре, как правило, используются 2 К. и бас-кларнет. Среди многочисл. разновидностей историч. инструментов – малый К., или К.-пикколо (в высоком строе Es), бассетгорн.
Инструменты кларнетового типа (т. е. с одинарной тростью), в т. ч. парные (с двумя стволами), известны с древности, распространены в музыке народов мира.