Йозеф Гайдн
Йозеф Гайдн — австрийский композитор, представитель венской классической школы.13
Родился 31 марта 1732 года в селе Рорау, недалеко от границы с Венгрией.14 Сын каретного мастера.1
Первоначальное музыкальное образование получил у школьного учителя и регента И. М. Франка в Хайнбурге. В 1740–1749 годах пел в капелле собора Святого Стефана в Вене, где обучался также игре на клавире, скрипке и органе.2
Первыми крупными сочинениями были 1-я симфония и опера «Хромой бес».4
В творческом наследии композитора — 104 симфонии, 83 квартета, 52 фортепианные сонаты, 2 оратории, 14 месс, 24 оперы.4
Гайдн создал мелодию, впоследствии лёгшую в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии.1
Умер 31 мая 1809 года в Вене.
![](https://dshi-sibay.ru/wp-content/uploads/2024/08/90d3e8bd34626206009a7f81772b5542.1024_5voz3I0.jpg)
Франц Йо́зеф Гайдн (нем. Franz Joseph Haydn[8], 31 марта 1732[9], Рорау — 31 мая 1809, Вена) — австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет, также внес вклад в такой жанр, как сонаты для клавира. Создатель мелодии, впоследствии лёгшей в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии. Сын каретного мастера[10].
Биография
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d6/Eduard_Gurk_Sankt_Stephan.jpg/250px-Eduard_Gurk_Sankt_Stephan.jpg)
Франц Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 года в имении графов Гаррахов — нижнеавстрийской деревне Рорау, недалеко от границы с Венгрией.
Гайдн — сын каретного мастера Матиаса Гайдна (1699—1763). Родители, серьёзно увлекавшиеся вокалом и любительским музицированием, обнаружили в мальчике музыкальные способности, и в 1737 году Йозефа забрал его дядя Иоганн Матиас Франк и увез его в город Хайнбург-на-Дунае, где Йозеф стал учиться хоровому пению и музыке. В 1740 году его заметил Георг фон Рейттер, директор капеллы венского Собора Святого Стефана. Рейттер взял талантливого мальчика в капеллу, и тот в течение девяти лет (с 1740 по 1749 годы) пел в хоре (в том числе несколько лет — вместе со своими младшими братьями) собора святого Стефана в Вене, где обучался также игре на инструментах[11].
Последующий десятилетний период был для него весьма трудным. Йозеф брался за разную работу, в том числе был слугой у венского композитора и преподавателя пения Никола Порпоры. Гайдн пламенно желал быть учеником Никола Порпоры, но его уроки стоили очень больших денег. Поэтому Гайдн договорился с ним о том, что во время уроков он будет сидеть за занавеской и слушать, не мешая никому. Гайдн старался восполнять пробелы в своём музыкальном образовании, усердно занимаясь изучением творений Эммануила Баха и теорией композиции. Изучение музыкальных произведений предшественников и теоретических трудов И. Фукса, И. Маттезона и других восполнило Йозефу Гайдну отсутствие систематического музыкального образования. Написанные им в это время сонаты для клавесина были изданы и обратили на себя внимание. Первыми крупными его сочинениями были две мессы brevis, F-dur и G-dur, написанные Гайдном в 1749 году ещё до ухода его из капеллы собора святого Стефана. В 50-х годах XVIII века Йозеф написал целый ряд произведений, положивших начало его известности как композитора: зингшпиль «Хромой бес» который был поставлен в 1752 году в Вене и других городах Австрии и не сохранился до наших дней, дивертисменты и серенады, струнные квартеты для музыкального кружка барона Фюрнберга[10], около десятка квартетов (1755), первая симфония (1759).
В период с 1754 по 1756 год Гайдн работал при венском дворе на правах свободного художника. В 1759 году он получил должность капельмейстера при дворе графа Карла фон Морцина, где под его началом оказался небольшой оркестр — для него композитор сочинил свои первые симфонии[10]. Однако вскоре фон Морцин начал испытывать финансовые трудности и прекратил деятельность своего музыкального проекта.
В 1760 году Гайдн женился на Марии-Анне Келлер. Детей у них не было, о чём композитор весьма сожалел. Жена холодно относилась к его профессиональной деятельности, использовала его партитуры на папильотки и подставки для паштета[12]. Брак был несчастливый, однако законы того времени не позволяли им разойтись. На этой почве между ним и неаполитанской певицей Луиджи Польцелли завязался роман, однако, когда через несколько десятилетий обстоятельства перестали препятствовать их браку, престарелый композитор отказался жениться, но упомянул её в завещании. Стендаль в очень вольной биографической книге «Жизнеописание Гайдна, Моцарта и Метастазио» писал о сварливом, ханжеском характере жены композитора и приводил следующую историю о его взаимоотношениях с женой и любовницей:
Бедный Гайдн пытался найти утешение в приятном обществе м-ль Бозелли, придворной певицы князя. Мир в семье, разумеется, от этого прочнее не стал. В конце концов Йозефу пришлось расстаться с женой, с которой в материальном отношении он обошёлся совершенно безупречно. <…> Скромный досуг, остававшийся ему в обычные дни, Гайдн уделял либо друзьям, либо м-ль Бозелли. Так выглядела его жизнь на протяжении более тридцати лет[13].
Служба при дворе князей Эстерхази
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a9/Fert%C5%91d_-_The_Eszterh%C3%A1zy_Castle_or_Palace.jpg/250px-Fert%C5%91d_-_The_Eszterh%C3%A1zy_Castle_or_Palace.jpg)
После расформирования в 1761 году музыкального проекта, потерпевшего финансовый крах графа фон Морцина, Йозефу Гайдну была предложена аналогичная работа у князя Пауля Антона Эстерхази — главы богатой медиатизованной венгерской семьи Эстерхази. Поначалу Гайдн занимал должность вице-капельмейстера, однако он сразу же был допущен к руководству большинством музыкальных учреждений Эстерхази, наравне со старым капельмейстером Грегором Вернером, сохранившим абсолютные полномочия только для церковной музыки. В 1766 году в жизни Гайдна произошло судьбоносное событие — после смерти Грегора Вернера он возведён в капельмейстеры при дворе младшего брата и наследника Пауля Антона — Миклоша Иосифа Эстерхази. В обязанности капельмейстера входило сочинение музыки, руководство оркестром, камерное музицирование перед патроном и постановка опер.
1779 год становится переломным в карьере Йозефа Гайдна — был пересмотрен его контракт: в то время как ранее все его композиции были собственностью семьи Эстерхази, то теперь ему было разрешено писать для других и продавать свои работы издателям. Вскоре с учётом этого обстоятельства, Гайдн переносит акцент в своей композиторской деятельности: меньше пишет опер и больше создаёт квартетов и симфоний. Кроме того, он ведёт переговоры с несколькими издателями как австрийскими, так и зарубежными. О заключении Гайдном нового трудового договора Джонс пишет: «Этот документ подействовал в качестве катализатора на пути к следующему этапу карьеры Гайдна — достижение международной популярности. К 1790 году Гайдн находился в парадоксальном, если не сказать странном положении: будучи ведущим композитором Европы, но связанный действием подписанного ранее контракта, он тратил своё время в качестве капельмейстера в отдалённом дворце в венгерской деревне»[14].
За почти тридцатилетнюю карьеру при дворе Эстерхази композитор сочинил большое количество произведений, его известность растёт. В 1781 году во время пребывания в Вене Гайдн познакомился и подружился с Вольфгангом Амадеем Моцартом. Он давал уроки музыки Сигизмунду фон Нейкому, который в дальнейшем стал его близким другом и Францу Лесселю.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/00/Joseph_Haydn_Schlo%C3%9FLWL_%28cropped%29.jpg/220px-Joseph_Haydn_Schlo%C3%9FLWL_%28cropped%29.jpg)
11 февраля 1785 года Гайдн был посвящён в масонскую ложу «К истинной гармонии» («Zur wahren Eintracht»). Моцарт не смог присутствовать на посвящении, так как был на концерте своего отца Леопольда.
На протяжении XVIII века в ряде стран (Италии, Германии, Австрии, Франции и других) происходили процессы формирования новых жанров и форм инструментальной музыки, окончательно сложившихся и достигших своей вершины в так называемой «венской классической школе» — в творчестве Гайдна, Моцарта и Бетховена. Вместо полифонической фактуры большое значение приобрела гомофонно-гармоническая фактура, но при этом в крупные инструментальные произведения зачастую включались полифонические эпизоды, динамизирующие музыкальную ткань.
Таким образом, годы службы (1761—1790) у венгерских князей Эстерхази способствовали расцвету творческой деятельности Гайдна, пик которой приходится на 80—90-е годы XVIII века, когда были созданы зрелые квартеты (начиная с опуса 33), 6 Парижских симфоний (№ 82—87, 1785—1786), оратории, мессы и другие произведения. Имя композитора становится известным даже за океаном: 27 апреля 1781 года две симфонии Гайдна исполняются в Нью-Йорке[12]. В конце 1781 года, когда в Вене находился будущий российский император Павел I, Гайдн посвятил ему 6 квартетов (опус 33), получивших название «русских», а его супруге давал уроки игры на клавесине.
Прихоти мецената нередко заставляли Йозефа поступаться творческой свободой. Вместе с тем работа с руководимыми им оркестром и хором благотворно сказалась на его развитии как композитора. Для капеллы и домашнего театра Эстерхази написано большинство симфоний (в том числе получившая широкую известность «Прощальная», 1772) и опер композитора. Поездки Гайдна в Вену позволили ему общаться с виднейшими из современников, в частности с Вольфгангом Амадеем Моцартом[10].
Снова свободный музыкант
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/46/John_Hoppner_%281758-1810%29_-_Franz_Joseph_Haydn_%281732-1809%29_-_RCIN_406987_-_Royal_Collection.jpg/220px-John_Hoppner_%281758-1810%29_-_Franz_Joseph_Haydn_%281732-1809%29_-_RCIN_406987_-_Royal_Collection.jpg)
В 1790 году, после смерти Миклоша Эстерхази, его сын и преемник, князь Антал Эстерхази, не будучи любителем музыки, распустил оркестр. В 1791 году Гайдн получил контракт на работу в Англии. Впоследствии он много работал в Австрии и Великобритании. Две поездки в Лондон (1791—1792 и 1794—1795) по приглашению организатора «Абонементных концертов» скрипача и импресарио И. П. Саломона, где он для его концертов написал свои лучшие симфонии (12 Лондонских: симфонии № 92—104), расширили кругозор, ещё более упрочили славу и способствовали росту популярности Гайдна[10]. В Лондоне Гайдн собирал огромные аудитории: на его концерты приходило огромное количество слушателей, что повышало известность композитора, способствовало сбору больши́х прибылей и, в конечном итоге, позволило ему стать финансово обеспеченным[15]. Гайдн назвал свою Симфонию № 104 «Саломон, или Лондонец» — в честь Иоганна Петера Саломона[16]. В 1791 году Йозефу Гайдну присуждена степень почётного доктора Оксфордского университета. По этому случаю была исполнена написанная ещё до поездки в Англию симфония № 92, получившая название Оксфордской. Возвращаясь из первой поездки в Лондон в 1792 году и проезжая через Бонн, Гайдн познакомился с молодым Бетховеном и взял его в ученики.
Последние годы
Гайдн вернулся из второй поездки в Лондон и поселился в Вене в 1795 году. К тому времени князь Антал умер, и его преемник Миклош II предложил возродить музыкальные учреждения Эстерхази под руководством Гайдна, выступающим снова в роли капельмейстера. Гайдн принял предложение и занял предлагаемую вакансию, хотя и на неполный рабочий день. Он провёл своё лето с Эстерхази в городе Айзенштадт и в течение нескольких лет написал шесть месс. Но к этому времени Гайдн становится общественным деятелем в Вене и проводит бо́льшую часть своего времени в своём собственном большом доме в Гумпендорфе (нем. Gumpendorf)[17], где пишет несколько работ для публичного исполнения. Среди прочего, в Вене Гайдн написал две свои знаменитые оратории: «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801), в которых композитор развил традиции лирико-эпических ораторий Г. Ф. Генделя. Оратории Йозефа Гайдна отмечены новой для этого жанра сочной бытовой характерностью, красочным воплощением явлений природы, в них раскрывается мастерство композитора как колориста[10].
Гайдн пробовал свои силы во всех родах музыкального сочинения, однако не во всех жанрах его творчество проявлялось с одинаковой силой. В области инструментальной музыки он справедливо считается одним из крупнейших композиторов второй половины XVIII и начала XIX веков. Величие Йозефа Гайдна как композитора максимально проявилось в двух итоговых его сочинениях: больших ораториях — «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801). Оратория «Времена года» может служить образцовым эталоном музыкального классицизма. Под конец жизни Гайдн пользовался громадной популярностью. В последующие годы этот успешный для творчества Гайдна период сталкивается с началом старости и пошатнувшимся здоровьем — теперь композитор должен бороться, чтобы завершить свои начатые работы. Работа над ораториями подорвала силы композитора. Последними его произведениями стали «Harmoniemesse» (1802) и неоконченный струнный квартет опус 103 (1802). Примерно к 1802 году, его состояние ухудшилось до такой степени, что он стал физически не в состоянии сочинять[18]. Последние наброски относятся к 1806 году, после этой даты Гайдн уже не писал ничего.
Гайдн умер 31 мая 1809 года в Вене вскоре после нападения на Вену французской армии под предводительством Наполеона. Среди его последних слов была попытка успокоить своих слуг, когда в окрестностях дома упало пушечное ядро[19]: «Не бойтесь, дети мои, ибо там, где Гайдн, никакого вреда быть не может». Две недели спустя, 15 июня 1809 года, в церкви Шотландского монастыря (нем. Shottenkirche) состоялась панихида, на которой был исполнен Реквием Моцарта.
Вскоре после похорон голова Гайдна была отделена от тела последователями френологии, изучавшими связь гениальности и формы черепа человека. Этот факт обнаружился при перезахоронении Гайдна в 1820 году, но лишь в 1954 году череп композитора был воссоединён с прочими частями его праха[20][21].
Музыкальные инструменты
Рояль от фирмы «Антон Вальтер Вена», на котором играл Гайдн, сейчас представлен в Гайдн-Хаусе в Айзенштадте[22][23]. В 1788 г. в Вене Гайдн приобрел себе инструмент мастера Венцеля Шантца[24]. Во время первого визита композитора в Лондон английский изготовитель роялей Джон Бродвуд предоставил ему концертный рояль[24].
Творческое наследие
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/81/Joseph_Haydn_Signature.svg/250px-Joseph_Haydn_Signature.svg.png)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/3e/Haydn_Kaiserlied_Reinschrift.jpg/350px-Haydn_Kaiserlied_Reinschrift.jpg)
Композитор создал 24 оперы, написал 104 симфонии, 83 струнных квартета, более 60 клавирных сонат, 126 трио для баритона, увертюры, марши, танцы, дивертисменты для оркестра и разных инструментов, концерты для клавира и других инструментов, оратории, различные пьесы для клавира, песни, каноны, обработки шотландских, ирландских, валлийских песен для голоса с фортепиано (скрипкой или виолончелью по желанию). Среди сочинений 3 оратории («Сотворение мира», «Времена года» и «Семь слов Спасителя на кресте»), 14 месс и другие духовные произведения[10].
Список произведений содержится в Каталоге Хобокена.
Камерная музыка
См. также: Соната для клавира № 20 (Гайдн)
- 12 сонат для скрипки и фортепиано
- 83 струнных квартета для двух скрипок, альта и виолончели
- 7 дуэтов для скрипки и альта
- 40 трио для фортепиано, скрипки (или флейты) и виолончели
- 21 трио для 2 скрипок и виолончели
- 126 трио для баритона, альта (скрипки) и виолончели
- 11 трио для смешанных духовых и струнных инструментов
Концерты
36 концертов для одного или нескольких инструментов с оркестром, в том числе:
- 4 концерта для скрипки с оркестром (один утрачен)
- 3 концерта для виолончели с оркестром
- 3 концерта для кларнета с оркестром (принадлежность Гайдну окончательно не доказана)
- 4 концерта для валторны с оркестром (два утрачены)
- концерт для 2 валторн с оркестром (утрачен)
- концерт для гобоя с оркестром (принадлежность Гайдну окончательно не доказана)
- 11 концертов для фортепиано с оркестром
- 6 органных концертов
- 5 концертов для двух колёсных лир
- 4 концерта для баритона с оркестром
- концерт для контрабаса с оркестром (утрачен)
- концерт для флейты с оркестром (утрачен)
- концерт для трубы с оркестром
- 13 дивертисментов с клавиром
Вокальные произведения
ОперыВсего 24 оперы, в том числе:1751 — «Асмодей, или Новый хромой бес[англ.]» (Der krumme Teufel, утрачена, переписана в 1757 году)1762 — «Ацис и Галатея» (Acide e Galatea, переписана в 1773/1774)1763? — «Мечта маркизы» (La marchesa nespola)1766 — La canterina[англ.]1768 — «Аптекарь» (Lo speziale)1770 — «Рыбачки[англ.]» (Le pescatrici)1773 — «Обманутая неверность[англ.]» (L’Infedeltà delusa)1773 — «Филемон и Бавкида» (Philemon und Baucis)1775 — «Непредвиденная встреча[англ.]» (L’incontro improvviso)1777 — «Лунный мир[англ.]» (II Mondo della luna)1779 — «Истинное постоянство[англ.]» (La vera costanza, переписана в 1785)1779 — «Необитаемый остров[англ.]» (L’isola disabitata)1781 — «Вознаграждённая верность[англ.]» (La fedeltà premiata)1782 — «Роланд-паладин[англ.]» (Orlando paladino, героико-комическая опера на сюжет поэмы Ариосто «Неистовый Роланд»)1783 — «Армида[англ.]»1791 — «Орфей и Эвридика, или Душа философа[англ.]» (L’anima del filosofo, ossia Orfeo ed Euridice) | Оратории14 ораторий, в том числе:«Сотворение мира[нем.]»«Времена года»«Семь слов Спасителя на кресте»«Возвращение Товия»Аллегорическая кантата-оратория «Рукоплескания»ораториальный гимн Stabat Mater | Мессы14 месс, среди которых:малая месса (Missa brevis, F-dur, около 1750)большая органная месса Es-dur (1766)месса в честь св. Николая (Missa in honorem Sancti Nicolai, G-dur, 1772)месса св. Цецилии (Missa Sanctae Caeciliae, c-moll, между 1769 и 1773)малая органная месса (В-dur, 1778)Мариацелльская месса (Mariazellermesse, C-dur, 1782)месса с литаврами, или Месса времён войны (Paukenmesse, C-dur, 1796)месса Heiligmesse (B-dur, 1796)Нельсон-месса (Nelson-Messe, d-moll, 1798)месса Тереза (Theresienmesse, B-dur, 1799)месса с темой из оратории «Сотворение мира» (Schopfungsmesse, B-dur, 1801)месса с духовыми инструментами (Harmoniemesse, B-dur, 1802) |
Симфоническая музыка
104 симфонии, в том числе:
- «Прощальная симфония»
- «Оксфордская симфония»
- «Траурная симфония»
- 6 Парижских симфоний (1785—1786)
- 12 Лондонских симфоний (1791—1792, 1794—1795), в том числе симфония № 103 «С тремоло литавр»
- 66 дивертисментов и кассаций
Произведения для клавира
Примечание. В исполнительской практике сонаты Гайдна зачастую реферируют только по номерам (например, «Соната № 52»), однако, способы нумерации сонат различаются от издания к изданию, от одной аудиозаписи к другой. В XXI веке получила распространение сквозная нумерация, которую предложил крупнейший «гайдновед» Роббинс Лэндон[25]. Во избежание путаницы в научной литературе и во многих базах данных сквозная нумерация не используется — при реферировании даётся номер по Каталогу Хобокена (например, Hob. XVI:34). Используется также идентификатор по Лэндону (L.), например, так: Соната D-dur Hob. XIV:5, L. 28.
- 62 сонаты
- вариации
- каприччио
- фантазия
- дивертисменты
- партиты
Записи, сделанные на инструментах эпохи Гайдна
- Алан Кёртис. Йозеф Гайдн. «Keyboard Sonatas». Записано на оригинальных роялях Антон Вальтер 1796 г. и Шантц 1790 г.
- Рональд Браутигам, Ларс Ульрик Мортенсен, Concerto Copenhagen. «Joseph Haydn Concertos». Записано на реплике рояля Вальтера от Пола Макналти
- Роберт Левин, Вера Бетс, Аннер Билсма. Йозеф Гайдн. «The Last 4 Piano Trios: H 15 no 27-30». Записано на реплике рояля Вальтера от Пола Макналти
- Андреас Штайер. Йозеф Гайдн. «Сонаты и Вариации». Записано на реплике рояля Вальтера от Кристофера Кларка
- Йос ван Иммерсел. Вольфганг Амадеус Моцарт, Йозеф Гайдн. «Fortepiano Sonatas». Записано на реплике рояля Вальтера от Кристофера Кларка
Память
- В Вене создан дом-музей, в котором композитор провёл последние годы жизни.
- В честь Гайдна назван кратер на планете Меркурий.
- «Посвящение Йозефу Гайдну» (фр. Hommage à Joseph Haydn) ― музыкальное произведение 1910 года шесть французских композиторов (Клод Дебюсси, Поль Дюка, Рейнальдо Ан, Венсан д’Энди, Морис Равель и Шарль-Мари Видор), «основанное на одной теме, которая является монограммой фамилии Гайдна, аналогичной известному мотиву B-A-C-H. Ноты B, A, D (HAD), дополняются нотами D и G (YN), полученными при помощи французского метода создания монограмм».
![\version "2.18.2"
\header {
tagline = ##f
}
\score {
\new Staff \with {
\remove "Time_signature_engraver"
}
<<
\relative c'' {
\key c \major
\time 4/1
\tempo 4 = 62
\override TupletBracket #'bracket-visibility = ##f
%%%%
b4^\markup{H} a^\markup{A} d^\markup{Y} d^\markup{D} g^\markup{N}
}
>>
\layout {
\context { \Score \remove "Metronome_mark_engraver" }
}
\midi {}
}](https://upload.wikimedia.org/score/k/e/kev6a8fq98ht733644r6j7ks0ombbv5/kev6a8fq.png)
В художественной литературе
- Жорж Санд «Консуэло»
- Стендаль опубликовал жизнеописание Гайдна, Моцарта, Россини и Метастазио в письмах.
- Н. Л. Дилакторская. Повесть о Гайдне. Л.: Детская литература, 1974
В нумизматике и филателии
- Монеты и почтовые марки
- 2 шиллингов 1932 года — австрийская памятная монета, посвящённая 200-летию со дня рождения Гайдна
- 5 евро 2009 года — австрийская памятная монета, посвящённая 200-летию со дня смерти Йозефа Гайдна
- Почтовая марка ФРГ,
1959 год - Почтовая марка СССР,
1959 год